Диггерами называют тех людей, которые исследуют подземные ходы.

Печать
Невозможно представить себе клубную культуру Краснодара без него. Организатор самых различных мероприятий в нашем городе с 1997 года и по сей день - Игорь Романенко, ныне арт-директор ночного клуба Digger, - ответил на несколько моих вопросов.

Алёнка angel: Что, на твой взгляд, значит быть арт-директором, чем он должен заниматься? Игорь: Это зависит от самого клуба, потому что клубы бывают разные: маленькие, большие, различных форматов и прочее. От этого зависит куча должностных обязанностей. Основное - это формирование политики клуба, музыкальный формат, шоу-программы различные. В Диггере я чем только ни занимаюсь, начиная от меню, работы со всеми спонсорами, рекламы, маркетинга, PR и заканчивая букингом ди-джеев и расписанием работы клуба.

А: Как ты стал арт-директором? И: Я всегда был привязан к шоу-бизнесу. Когда его как такового не было, я играл в нескольких группах пост-панковского направления, параллельно учась в медицинском институте, что вообще удивительно. Само собой, институт очень быстро закончился, буквально через 2,5 года. А началось всё очень банально, в клубе Quadro. Совершенно случайно из Тбилиси приехал один из моих друзей, сидели дома, делать было нечего. Он предложил сделать показ коллекций магазинов. Это год 1997, наверно, был. Мы договорились с магазинами и девчонками-моделями. Потом пришли в Quadro, директором была Лариса - моя старая знакомая. Я предложил ей сделать вечеринку, она согласилась. В принципе получилось так, что это были первые клубные показы, до нас этим в городе вообще никто не занимался. Сделали один показ, затем 2-й уже с другими девчонками. Но я видел это по-другому, поэтому стал серьёзно заниматься более глобальными вечеринками, не просто там fashion, много чего было. Параллельно открыл филиал московского модельного агентства. А потом как-то так само собой получилось, что мне предложили стать арт-директором Quadro.

А: Какие вечеринки ты предпочитаешь устраивать - глобальные рейвы или закрытые party? И: По кайфу и то, и то. Иногда есть желание чего-то глобального, хотя после 8-ми лет в Quadro, наверно, подустал. Потому что я вспоминаю всю эту суету с вечеринкой, оформление зала, когда огромное помещение. К вечеринке ты уже «никакой»! На 1-й Helloween, который мы делали в Quadro, клуб оформляли 3 дня, и 3 дня он не работал. Сейчас меня удовлетворяет полностью то, что происходит в Диггере, то, что здесь делается.

А: Ты доволен результатами своей работы? И: Конечно, а если не быть довольным и не любить работу, не отдаваться ей полностью, результата не будет никакого.

А: А, может, человек всегда должен быть недоволен собой, чтобы к чему-то стремиться? И: Возможно, у меня уже опыт большой, я не знаю, куда уже стремиться. Хочется привезти каких-нибудь звёзд мировой величины, но я реально могу понять, что опять же всё упирается в финансы. Пока для данного заведения это невозможно. Хотя у нас в декабре будет очень интересная культовая личность в мировой клубной культуре, очень известный чувак Bert Bevans - мега ди-джей, который был резидентом Studio54 и основателем Ministry of Sound. И то хорошо, что мы его сюда притягиваем, в заведение, где 200 человек всего. Пять или шесть лет назад мне скажи, для меня бы это была недосягаемая величина. Но сейчас это происходит.

А: Как ты относишься к критике? И: Абсолютно спокойно, мне всегда интересно мнение людей, даже если оно отрицательное, потому что я никогда не ориентируюсь на своё мнение, на свой вкус. Ну я имею ввиду вкусы в каком плане, в Диггере не звучит никакой российской и западной попсы. У нас такая хаусовая направленность, хотя иногда и техно бывает, и прочее-прочее. Эту музыку дома я не слушаю, я воспитан вообще на другой музыке. Я меломан, у меня огромная коллекция компактов, начиная от экспериментального и классического джаза, Эллы Фицжеральд, заканчивая Металликой или индастриалом. То есть я знаю огромное количество направлений, но в основном вообще я воспитывался на командах, начиная с Алисы, Зоопарка, Кино, Аквариума и всего остального и заканчивая, ну вот основная привязанность была к new wave, английским гитарным волновым командам.

А: Не сложно устраивать вечеринки в другой стилистике? И: Я музыку всю знаю, для меня это не проблема. Я, помимо Диггера, ещё занимаюсь организацией других мероприятий, например, есть такое агентство PR&M Group. Я там внештатным сотрудником как технический директор числюсь. Ну вот, например, мы делали для Martini "Lounge party", привозили итальянского ди-джея, для Гринвича все мероприятия делали, туда я подбирал коллективы блюзово-джазовой направленности. Сейчас делаем для МТС акцию по 5-ти городам, там вообще всякие команды типа "Конец фильма", "Смысловые галлюцинации". Но всё равно эти вещи обычно коллегиально решаются. Раз это Гринвич, например, часы Moris Lacroix, там концепт какой-то есть. То есть там богема, нужны приджазованные вещи какие-то. Ну ради бога, надо приджазованные, сделаем приджазованные, надо панк-рок, сделаем панк-рок.

А: Какие тематики вечеринок сейчас в моде? И: Не знаю, дело в том, что в Краснодаре народ вообще избалованный. У нас народ не привязанный ни к чему. Вот сейчас, если это можно назвать модой, R’n’B вечеринок организуют много. Я этого принципиально не делаю, потому что этим занимаются все. Из направлений музыки сейчас набирает обороты electrohouse, но опять же всё это не массово. То есть существует категория людей - 100-150 человек, которым это нравится, и всё. Ну, может быть, впоследствии, если появится какая-нибудь супермегазвезда, то почему бы нет? Тогда я бы этим занялся. Понятно, что у меня есть свой музыкальный вкус, я могу сказать, что вот это отстой, а это хорошо. Против себя я, конечно, никогда не пойду. То есть гадость я не буду делать, мне просто стыдно будет. Потому что за плечами не один год, город тесный, авторитет какой-то уже есть и чернить его не хочется. Я спрашиваю у людей, что им интересно, и только после этого складывается какая-то концепция.

А: Было когда-нибудь обидно, что вот не ты это придумал? И: Никогда не было. А чего обижаться? Наоборот, радуйся, если кто-то что-то прикольное сделал. Какой-то зависти и обиды никогда не было. Я просто много вещей делал в городе, за которые я горд, что я это сделал. Ради бога, хорошие ребята, которые организовывали в клубе Era глобальные вечеринки с огромным бюджетом. Ну круто, там были деньги. Я делал то, что возможно было по нынешнему бюджету. Чем больше смотришь, тем больше улавливаешь, больше учишься.

А: Ты наблюдаешь за развитием других клубов города, за тематикой вечеринок в других заведениях? И: Тематика… ну я не знаю, какая у нас там тематика, её особо нигде и нет. Понятно, что ты смотришь, обязательно надо быть в курсе всего, а без этого просто никак нельзя. Когда ты обладаешь информацией - это с твоей стороны сила.

А: Заимствуешь какие-то идеи и нововведения для своего клуба? И: Из местных - нет. А вообще какие-то вещи, когда где-то бываешь в других заведениях, что-то там тебе нравится, - само собой. Если это востребовано, переносишь что-то, что-то пробуешь. Опять же везде всё зависит от менталитета. Вот тот же Ростов, где я бываю часто, там совсем другой менталитет. И те вещи, которые делают они, у нас просто не пойдут. Потому что у них, грубо говоря, только 2 года назад клубы стали появляться, а не как до этого - дискотеки, поэтому город на другом этапе. Но там есть тоже прикольные всякие идейки, вещи какие-то интересные. Не всегда всё получается. Здесь, у нас, всё же очень узкий менталитет у народа, своеобразный. Не было ни одного москвича ди-джея, который, приезжая в Краснодар и видя те тусовки, которые у нас происходят, от души не был бы рад и не говорил бы, что это действительно клёво. Мы изначально взяли очень высокий старт, потому что даже лет 7 назад, смотря на некоторые московские флаера, мы такие уже стыдились делать. Я понимаю, есть разные категории, но это южный регион. У нас всё же такой народ разбалованный, будет думать 8 раз пойти - не пойти. В другом каком-нибудь регионе всё гораздо проще, там флаер сделал, афишку повесил и уже не знаешь, как отбиться. А у нас ещё надо подумать, как, что, как его заманить, в какой день сделать, не дай бог там праздник, выходной, ещё что-то, кто-то на дачу поехал, а кто-то на море…

А: Как ты оцениваешь ситуацию с арт-директорами в Краснодарском крае, какова обстановка на рынке этих услуг? И: В крае я практически всех знаю, тут проблема-то не в людях, люди есть нормальные и толковые, их куча. Проблема всегда только в финансах, потому что от количества денег зависит качество любого мероприятия.

А: А как же талант? И: Ну талант… я могу придумать кучу мелочей и фишек, которые не будут стоить ничего. Это мелочь, которая в голове обычного чеовека не отложится. Когда доходит до чего-то глобального, всё упирается в деньги. В этом-то фишка, тут не просто талант надо, нужно знать меру и сделать хорошее мероприятие, коммерческая-то сторона всегда роль играет. По любому ты должен заработать и чтобы люди, уходя, сказали, что было прикольно, они довольны и прочее-прочее. А не просто, знаешь, показать свой талант, "просрать" кучу денег, засунуть всех в долги и сидеть гордиться тем, что я сделал круто. Это бред. В этом и есть промоутер, то есть надо найти деньги, на них сделать нормальную и качественную вечеринку и ещё заработать. Всё должно совмещаться, а по-другому никак, не зря же говорят промоутерам: "Дайте мне деньги, и я их промотаю!" Такого не должно быть.

А: Как появилось название клуба, почему Диггер? И: Это не я придумал, если честно. Диггерами называют тех людей, которые исследуют подземные ходы. Диггер - потому, что заведение полностью в подвале, подземелье и дизайн выполнен в стиле индастриал.

А: На что ориентированы вечеринки в клубе? И: Есть несколько постулатов, грубо говоря. Человек, придя в заведение, должен чувствовать себя комфортно и безопасно - это раз. А второе, что немаловажно, даже оно важнее, чем первое, это атмосфера заведения. Но опять же атмосферу создают люди, для этого есть face control и dress code. Когда здесь собирается, например, 200 человек, все эти 200 человек реально отобраны из общей массы народу и по ним видно, что они пришли сюда именно отдыхать, а не просто "шёл мимо - зашёл". Люди куражат и создаётся определённая атмосфера на танцполе и в самом заведении, чистая феерия и праздник. Народ выпивает, скачет, знакомится друг с другом, обнимается, целуется, вот это кайф! Заведение всегда даёт вкупе какой-то результат, там, где всё отлажено от и до, то есть никто тебе не хамит - не грубит, бармены выполняют свою работу на высшем уровне, официанты, администраторы, ди-джеи - свою, тогда всё нормально.

А: А как на счёт dress code, расскажи о нём? И: В принципе, если стоять на входе на любой тусе, можно понять, когда человек идёт в заведение, готовясь к этому. То есть не просто там он сидел на работе в пятницу, с друзьями пива выпил и пошёл в клуб в серой водолазке и в брюках. Всегда приветствуется нормальная, нарядная клубная одежда, когда человек опрятно одет, красив и просто на него приятно смотреть. Я думаю, неприятно будет, если сюда запустить каких-нибудь офисных клерков, человек 150, как мутанты, одинаковых: в голубых рубашках, галстуках, брюках, это будет стрёмно просто, ну и смотреть не на кого.

А: То есть это говорит о том, что существует какой-то особый отбор, и пускают не всех в любом случае. И: Пускают не всех в любом случае, потому что помимо dress code есть тот же face control, на который действуют ограничения по возрасту.

А: И каковы эти ограничения? И: Ну я не приветствую там супермолодёжь, 18- 20-тилетних, они частью запускаются, может быть, для создания какой-то атмосферы, хотя толку от этого нет. Существует категория народа, в котором я уверен на все 100 %, что они не сделают ничего плохого. Им там 22-23 года и старше.

А: То есть всё упирается в возраст? И: Нет, возраст - это раз. Мы - компания людей, которые делали заведение, всем за 30, мне 33, мы примерно одного возраста. Я в городе тусую редко, но я неприятно ощущаю себя, когда приезжаю в какое-нибудь заведение, а оно просто кишит 16-17-тилетней толпой. Я и с ними найду общий язык, но это опять же потому, что я связан с этим бизнесом, я как-то по-другому на это смотрю. Многие люди моего возраста, которые готовы потратить деньги в заведении и которые также нормальные и куражные, "стремаются" этого народа. И в принципе это логично. Это конфликт поколений, который был всегда, потому что у этого народа (у молодёжи) меньше денег и прочее-прочее-прочее. То есть мне хочется видеть здесь более взрослую тусовку, поколение, выросшее именно на клубной культуре Краснодара с самого начала, с 96 года. Они сейчас практически никуда не ходят, потому что всё заполнено, чем попало. Люди, хозяева клубов, за этим не следят, им по барабану, для них главное "длинный рубль": сегодня получил, а что будет завтра его не волнует. Сегодня запустил, у него драка в заведении, кого-то послали, кому-то морду набили, девочке нагрубили, всё это его не волнует. Мы этого не хотим. У нас все люди, которые приходят, настолько благодарны, подходят и говорят, что всё очень классно, хорошо, что малолеток не пускаете, отдохнули отлично и всё остальное. Поговаривать в Краснодаре будут всегда, потому что это такой город. Кого-то не пустили, народ начинает обижаться, ну это абсолютно глупо, я считаю. Это нормальная ситуация, в Москве везде так. Просто в Краснодаре к этому жёстко никто не подходил, всё было как-то запущено. Я всегда ребятам говорю, съездите в Москву, за ночь объедете, вас там в 20 заведений не пустят, ну в петлю можно залезть после этого. Из-за строгих правил заведение долго и держит свою публику и себя. Это основное, потому что если клиент нашёл тебя, ты должен его удержать, предоставить ему всё, что он хочет.

А: Какими качествами должен обладать арт-директор? Назови основные. И: Прежде всего надо кучу информации в голове иметь - раз, а второе - ничего не забыть. То есть аккуратность в плане построения графика, плюс составлении сметы, ты ни один пункт не должен упустить, потому что это упирается в деньги, плюс всякие там расписания, сценарные планы и прочая ерунда. Не знаю, как это назвать, собранность, наверно. Понятно, что много суеты в плане звонков, переговоров. Например, у меня телефон круглые сутки включён, потому что варианты могут быть разные, могут и в час ночи позвонить, и в 2. Ты постоянно должен реагировать, разное бывает. Нужно уметь просчитывать не на шаг, а на 2-3 шага вперёд. Если ты делаешь сейчас что-то, то должен знать, какой результат тебе это принесёт через месяц или два. Коммерческая какая-то жилка должна быть, потому что любой бизнес - это зарабатывание денег. И ты должен быть не далёк от искусства и от всего остального, что происходит. Ну и, само собой, чтобы не было никакой лени, потому что когда есть лень, то это всё. Она должна отсутствовать.

А: Неужели хороших арт-директоров действительно можно пересчитать по пальцам? И: Да, ну потому что это, во-первых, новый бизнес, у нас в Краснодаре клубная культура существует лет 8-9. За такой короткий период времени воспитать кучу народу, который бы всё мог, просто нереально, сама понимаешь. Это новая профессия, поэтому понятно, что мало народу. Всё зависит от человека. Когда есть желание, когда ты стремишься к чему-то, тогда, я думаю, можно любому чего хочешь добиться.

А: Что можешь сказать о российской клубной культуре вообще? И: Ну я за всем не могу уследить. Но думаю, мы уже на нормальном европейском уровне, если даже не больше. Просто в Европе и Штатах всё началось гораздо раньше, уже нет такого интереса и ажиотажа, как это у нас. Побывав в этом году на КаZантипе, я хочу сказать, что уровень абсолютно достойный. Я лично видел немца, приехавшего на КаZантип в майке Fuckin Ibiza, потом одна барышня всё же сняла с него эту майку на память. Причём в Москве, например, заведения очень серьёзные: и по качеству звука, и по свету, и по всему остальному. Много российских ди-джеев повыпускали на западных лейблах и пластинки, и компакты. Я уже молчу, что в России уже перебывали все ди-джеи, наверно, весь топ стар, уже Tiesto играет и кто угодно. Это говорит, что мы уже стоим на ногах очень и очень уверенно.

А: Как обстоят дела с сайтом? Он уже есть? И: Делаем. Но там очень долгий процесс работы, потому что та задумка, которая есть, сама концепция сайта и сама подача просто сумасшедшие. В городе такого 100% нет, и даже в России такого не видели, как мне сказали люди, которые не 1-й год занимаются web-дизайном и вообще созданием сайтов. Дай бог, если это так. Мы только в середине ноября более-менее серьёзно приступили к работе, это займёт минимум 2 месяца. Думаю, к февралю сайт уже появится. Будет 2 варианта сайта. Более серьёзный дизайн - с видеосъёмкой, с анимацией, с flash, а второй вариант - более простой. Опять же это делается для того, что у кого-то компьютер серьёзный, а у кого-то обычный, чтобы не "подвисало" ничего. Не хочешь глобальных наворотов, зайдёшь на более простой вариант сайта.

А: Что будет на Новый год, уже есть какие-то планы? И: Само собой будет масса декораций, будет много фейерверка, везти кого-то не стану, смысла нет. Ну, во-первых, это всё по финансам очень дорого, не хочется поднимать цену, делать её безумной, у нас политика заведения демократичная. У нас цены и в баре, и по кухне абсолютно приемлемые. Будет шампанское, танцы, костюмы и прочее. В моём понятии Новый год - это семейный праздник, поэтому будет вся наша диггеровская семья: весь персонал, ди-джеи, бармены, официанты, администраторы; ну и наши близкие, кому нравится это заведение, придут и здесь встретят Новый год!


Tags: digger  club  статья  интервью  краснодар