Небольшой отчет с SWMC 2008 part 1

Печать
зимняя музыкальная конференция в сочи
С 7 по 10 февраля гордая столица грядущей Олимпиады, город Сочи принял в гости не менее значимое и, безусловно, самое громкое событие уикенда – Третью Зимнюю Музыкальную Конференцию. Предисловие четырехдневного марафона, озвученное организаторами единственного в своем роде форума для профессионалов и любителей индустрии ночных развлечений, определило главную тему встречи - не смотря на инновации и стремительные перемены в музыкальном бизнесе, первичным остается творчество. Ведь именно артист делает индустрию и задает критерии ее дальнейшего развития.

Третья музыкальная сессия на берегу Черного Моря собрала далеко не всех заявленных гостей (из 1000 было только 500), среди которых были как просто энтузиасты и поклонники танцевальной культуры, так и заслуженные деятели шоу-бизнеса, профессиональные журналисты, артисты и диск жокеи, продюсеры, звукорежиссеры, промоутеры, менеджеры и владельцы ночных клубов и рекорд компаний, букинг агенты и другие важные персонажи. Новый формат конференции FreeStyle оказался не самой удачной находкой организаторов. Гости конференции смогли оценить удобство и практичность нескольких тематических зон, на которые был разделен конгресс холл гостиницы - Radisson SAS Lazurnaya Hotel. Мягкие диваны, компьютеры с доступным wi-fi, недешевый бар. Большинство делегатов так и не сумели найти нужных людей, за исключением докладчиков.
зимняя музыкальная конференция в сочиЗаявленные доклады дневного блока музыкального форума затронули насущные и первостепенные темы индустрии, представив на суд зрителей проверенную, тщательно отобранную и увлекательную информацию из первых уст.
Генеральный директор информационного агентства Intermedia, Евгений Сафронов обошелся без откровений, ознакомив публику с последними результатами по продажам музыкальных записей. Исходя из представленных данных, основной проблемой на легальном рынке продолжает оставаться пиратское распространение музыки. Многочисленные скандалы и расследования, прогремевшие в прошлом году по делу интернет сайтов, занимающихся предоставлением нелегального материала, не помешали развитию пиратского сегмента индустрии. За счет популярности альтернативных источников музыки падают продажи официальной продукции. Например, во Франции убытки составляют существенные 17% от бизнеса. Как отмечает Сергей Пименов, «россияне не привыкли платить за музыку». При этом стоит отметить прирост в секторе продаж компакт-дисков. На сегодняшний день российский потребитель окончательно перешел на пользование аудио-CD (94% всех продаж) . Максимально продаваемый тираж компакт-дисков российских артистов составляет 500-700 тысяч единиц, международных релизов - 100 тысяч экземпляров, что является хорошим показателем на фоне развитой пиратской паутины.


зимняя музыкальная конференция в сочиРасстановка сил в противостоянии отечественной и зарубежной музыки, по данным экспертов, приходится в пользу российского производителя. Уровень продаж составляет 75% против 23%. Что выглядит несколько неуверенно на фоне равного соотношения местного и зарубежного репертуара, например, в Польше. Представитель Intermedia с радостью замечает, что 15% ежегодного оборота составляет ниша танцевальной музыки, которая за последние годы демонстрирует достаточно активное и местами агрессивное развитие. Новые форматы звуконосителей, такие как мини диски и супер аудио, пока не нашли свою целевую потребительскую аудиторию в России, оставаясь понятными лишь в узко специализированном сегменте рынка.
Анализируя цифры, нельзя не отметить влияние чартов на востребованность того или иного музыкального продукта. В этом вопросе Intermedia удивляет неожиданным заключением – аудитория покупателей качественно отличается от аудитории радиослушателей, из чего следует, что лидеры продаж и победители музыкальных хит-парадов не связаны друг с другом, популярность на радио не гарантирует высокой раскупаемости альбомов.

Вслед за доскональным исследованием легального музыкального рынка, SWMC 2008 затронула тему лейбла 21 века. Своим мнением по сему поводу делился с публикой диджей и директор звукозаписывающей компании Uplifto – Сергей Пименов: «В 20 веке главенствовала система супер звезд, - вспоминает Сергей, - Артистов было мало, но все без исключения были великими!»
В противоречие прошлому столетию сегодняшний день принес нам новую формулу успеха – «все звезды, все лейблы». На фоне высокой конкуренции на музыкальном рынке и насыщенности индустрии предложениями и возможностями, новым лейблам приходится нести многочисленные убытки на первых этапах своего развития. При этом и мейджоры находятся не в самом лучшем положении. Отзываясь на последние тенденции и потребности индустрии, Пименов настоятельно советует молодым лейблам стремиться к статусу компаний полного цикла, то есть заниматься как записью, так и продюсированием, дистрибьюцией, мерчандайзингом и организацией концертов одновременно. Современность требует широты взглядов и универсальности профессионалов. Работа с артистом должна вестись по всем возможным направлениям.

Одной из таких сфер деятельности директор российского представительства компании Ingrooves, Рустам Мирзоев считает цифровую дистрибьюцию. Главным
преимуществом инновационного подхода к распространению музыки Рустам считает быстроту реакцию, возможность построения мгновенной коммуникации между артистом и потребителем, а также легкость отслеживания судьбы того или иного трека. Внушительный мировой опыт компании Ingrooves помог сделать следующий важный вывод – на сегодняшний день актуальными становятся исключительно нишевые магазины, специализирующиеся на конкретных музыкальных жанрах. Правда, до появления на Российском рынке официальных цифровых магазинов еще очень далеко. Главным препятствием к осуществлению этого шага является пиратство. Стоимость трека на нелегальном портале настолько низка, что официальному цифровому дистрибьютору нецелесообразно и крайне невыгодно снижать себестоимость товара до предельного минимума ради возможности конкурировать с пиратскими предложениями.


зимняя музыкальная конференция в сочиЕще один вариант цифровых технологий продемонстрировал генеральный директор российского представительства TicketStream - Николай Жегин. Он рассказал гостям дневной программы SWMC 2008 о практике применения мобильных телефонов с оплаченным sms-кодом в качестве альтернативы обычному бумажному билету. Чтобы внедрить новую проходную систему на массовые музыкальные мероприятия необходимо установить на концертных площадках турникеты со встроенными сканерами, а также договориться с операторами сотовой связи о предоставлении услуги e-ticket. Последний пункт пока является проблематичным в силу технической неготовности мобильных компаний. Возвращаясь к традиционным видам билетов, господин Жегин отметил положительную тенденцию – билеты на мероприятия стараются покупать заранее. При этом билеты высокой категории оказывают сильное воздействие на предложения среднего класса, так как свой выбор потребители основывают, ориентируясь на максимальную цену. Кстати, чем больше спрос, тем зачастую выше ценовая политика, исходя из расчета продажи меньшего количества билетов, но за бОльшую стоимость.

Главным персонажем первого дня зимней конференции стал создатель премии Night Life Awards – Андрей Фомин.
Выступление гуру ночной культуры совпало с сенсационной новостью из Москвы о пожаре в клубе Дягилев. Воспользовавшись отличным информационным поводом, Фомин нарек происшествие «лучшим клубным шоу» и априори присудил клубу приз в номинации «лучшее закрытие года». Говоря о российских клубных премиях и церемониях в общем, Фомин раскрыл публике печальную закономерность – отсутствие номинантов. В каждой из заявленных категорий есть один очевидный лидер, но найти других кандидатов на приз крайне затруднительно. Также в рамках данного доклада была открыта новая форма существования клубной культуры. По мнению господина Фомина, модной и перспективной единицей индустрии становятся бары. За счет своей эргономичности и репутации увеселительного заведения данные площадки гарантированно выходят в лидеры нового времени.

зимняя музыкальная конференция в сочиЦентральным событием второго дня конференции стал доклад Антона Ньюмарка (Ataraxy Records) и его коллеги из Великобритании Dan Tait (компания Pioneer) о новых технологиях работы с видеоизображениями. Умение визуализировать музыку и озвучивать образы, по мнению спикеров, является обязательным элементом в работе современного ди-джея. Нельзя не взять в расчет эффектность и зрелищность такой синергии. Ди-джеи ничем не хуже рок-звезд, а потому они тоже должны делать из своих выступлений настоящее запоминающееся шоу, которое и продемонстрировали артисты Ataraxy Records на собственной вечеринке.

Окончанием двухдневной эстафеты стали артист-дебаты с участием Тины Чарльз, DJ Града, DJ Фонаря, DJ Feel, DJ Коля, Дмитрия Алмазова и X-Mode. Отправной точкой горячей дискуссии стал вопрос «Каким образом ди-джей может попасть на страницы глянцевого СМИ?». Удивительно редко звезды клубной культуры становятся персонажами светских хроник, даже не смотря на то, что их повседневная жизнь полна скандалов и сенсационных казусов не меньше, чем у артистов эстрады.
По мнению Града, ди-джеи находятся на другом уровне публичности нежели их поп-коллеги. Они не интересны журналистам с точки зрения персонажей, за которыми хочется наблюдать и над которыми хочется насмехаться. «Наша культура – это бизнес проекты», - дополняет Володя Фонарь, - «здесь также существуют большие деньги, которые делают из ди-джеев бренды». Качественным отличием от своих коллег DJ Фонарь считает первичность музыки и творчества – «В последнее время продается только шоу, хореография, декорации и мишура. Музыке достается роль второго плана. Что совсем иначе в диджейской культуре».


Финальный свисток генерального менеджера SWMC-2008 Юрия Марычева ознаменовал окончание встречи, но лишь до вечера. Четыре ночи подряд Сочи носил статус официальной клубной столицы России – серия pre-party и вечеринок разрывала город на десятки сетов, разносилась по улицам мегагерцами чистого звука, отзывалась бессонными, но бодрыми сутками на берегу зимнего Черного моря.


зимняя музыкальная конференция в сочиSWMC 2008, заявленная как единственная площадка для непринужденного общения, обмена опытом и установления новых контактов, выполнила поставленные задачи. Третья версия конференции не только подтвердила свой профессионализм и актуальность, но и превратилась в хороший повод для ежегодных встреч с друзьями и коллегами. В то время, когда важные контракты заключаются по электронной почте, а обмен музыкой осуществляется через сеть интернет, живые беседы и личные знакомства – бесценный опыт и сильнейший стимул для новых идей и проектов.


Участники SWMC 2008: Dj Graf, Dmitry Bobrov, X-Mode, Dj Alexey Romeo, City Zen, Roman Core, Dj Toto, Dj Tito, GogoleV, Dj Arkady Air, Dj Pavel Plastikk, Rush, Slava Player, Дмитрий Алмазов, Агент Смит, Сергей Пименов, Тина Чарльз, Катя Чехова, Dj Feel, Dj Грув, Володя Фонарь, Android, R-Tem, Roland Klinkenberb, Martin Scharrenbroich, Mike Spirit, Володя Трапезников, Dj Spyder, Dj Vlada, Luke Brancacchio, Anton Heumark, Amigo, Mike Rivera, Dmitry Crang, Shumkov и многие другие.