Итоги SWMC 2009

Внимание, откроется в новом окне. Печать

SWMC 2009

С 5 по 7 февраля в Сочи прошла Четвертая Зимняя музыкальная конференция, по своему формату походящая на некий форум-тусовку. Участники — профессионалы в области клубной индустрии, представители различных звукозаписывающих компаний и смежных индустрий. Понятное дело, в центре обсуждения кризис, но отнюдь не только экономический.

Финансовые невзгоды, как выяснилось, не обошли стороной и представителей клубной индустрии. Так, в прошлом году конференция проходила в комфортабельном конференц-зале Radisson, где участники вальяжно восседали в неимоверно просторных и не по-деловому мягких креслах, не отказывая себе в удовольствии посетить сооруженный в нескольких метрах бар. В 2009 году клабберам пришлось пересесть на аскетичные стулья конференц-зала Marriot Park Hotel. В такие обычно усаживают будущих офис-менеджеров во время прохождения собеседования. Но кризис — кризисом, а более пятисот делегатов из различных городов России — от Хабаровска до Москвы — все же нашли силы и средства прилететь в Сочи. Из прошлых «хэдлайнеров» не было только директора крупнейшего в России танцевального лейбла Uplifto – Сергея Пименова. Однако виной тому вовсе не экономические проблемы, а положение супруги. В целом же, статус конференции, вопреки главенствующим в стране трендам, заметно подрос. Нынешнюю SWMC открывал зам. председателя городского собрания города Сочи Владислав Фунтяков, придав событию особую чиновничью торжественность. Господин Фунтяков не только произнес привычное в таких случаях приветствие, в котором намекнул на желание сделать формат мероприятия более привлекательным для туристов, но и нашел в себе силы просидеть до конца сессии (а это более 6 часов).
Тональность самого мероприятия задавали три главных аккорда — кризис финансовый, кризис музыкальной индустрии и кризис творческий. В таком пугающе-обнажающем виде ситуацию представил экс-редактор журнала Playboy, музыкальный критик Артемий Троицкий, смачно сравнив ее с фильмами категории XXX. Поскольку первыми выступили представители музыкальной индустрии, обсуждение начали именно со звукозаписи.

Поворот на 360 degress.
Кризис для генерального директора информационного агентства Intermedia Евгения Сафронова начался значительно раньше сентября и даже августа 2008. Еще на прошлой конференции директор Intermedia говорил о тупике, в котором находится мировая звукозаписывающая индустрия. Продажи CD падают катастрофическими темпами, в то время как доходы от реализации музыки через Internet покрывают лишь ничтожную долю этих убытков. По признанию самого господина Сафронова, представленные им цифры столь же пугающие, сколь и неточные, однако это не помешало сделать вывод о том, что в своем нынешнем виде музыкальная индустрия сможет просуществовать недолго. Выход — концепция «360 градусов». Чтобы раскрыть эту модель, Сафронов рассказал о возможных источниках доходов музыкального исполнителя. Их три:
— прямые продажи (компакт-диски и билеты на концерты)
— религиозно-политические связи
— рекламная модель
Второй пункт вызвал в зале легкое недоумение. Однако, судя по всему, у директора Intermedia был в запасе заготовленный спитч. «Ни одна политическая партия не обходится в своей кампании без музыки. Именно из религиозных истоков родилась академическая музыка, а с усилением процессов секуляризации она стала частью политической жизни». Поскольку большинство собравшихся мало смыслило в академической музыке, возразить было нечего. Чтобы не заканчивать спитч столь мудрено, Сафронов напомнил слушателям об иске группы «Машина времени». Коллектив Макаревича пожаловался на злодеяние израильской партии, использовавшей в своей предвыборной кампании куплеты из песни «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Пока выросшая совсем на другой музыке публика начинала смехом и улыбками выражать радость припоминания, Сафронов заговорил о вещах более серьезных. По его словам, музыкальная индустрия в данный момент существует именно за счет звукозаписи. Поскольку доходы от нее резко снижаются, мэйджоры вынуждены подумать об остальных источниках прибыли. И если раньше компания в основном интересовалась продажей компакт-дисков, то теперь она должна заниматься всей карьерой артиста, получать процент от продаж билетов, заключать контракты на использование фонограмм в рекламной и политических целях. «Band need brand. Brand need band» — подтвердил его слова выступавший на следующий день лектор с интригующей должностью «Brand Experience Specialist». Jeff Pollo в своем англоязычном докладе «Where music and brands meet» рассказал об опыте работы над проектом «Nokia trend lab», знакомящем потребителей со свежими направлениями в электронной музыке. Впрочем, господин Сафронов вернул присутствующих к российским реалиям, напомнив им, что наша музыкальная индустрия уже давно строится по модели «360 degress», ведь в силу повального пиратства деньги делаются на гастролях и корпоративах. Нужно лишь вести эту деятельность более цивилизованно. «Музыка — темная, криминализированная часть бизнеса» — разоткровенничался Сафронов. Поскольку в нашей стране почти все, кто знает свою отрасль достаточно глубоко, говорят о ней нечто подобное, по залу прошла одобрительная волна. Под конец выступления Сафронов упомянул о неком «Плане Саркози», суть которого в том, чтобы обязать Интернет-провайдеров компенсировать звукозаписывающим компаниям часть убытков, возникающих из-за закачки музыки, на которую, по сведениям эксперта, приходится до 10% трафика.
Выступавший следом генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов выделил еще несколько общемировых трендов, главные из которых — снижающаяся популярность альбома как формы продукта и национализация рынков.
«В Британии за первую неделю было продано 400 000 копий нового альбома Take That, за вторую 300 000, за третью — 400 000…Как вы думаете, сколько дисков мы реализовали в России?» — вызывающе спросил Конов, заставив собравшихся гадать. Все в зале тут же уловили подвох, однако правильный ответ — 700 экземпляров — удивил едва ли не каждого. «Люди хотят слушать музыку на своем языке» — резюмировал эксперт. А еще они готовы платить за одну песню. Полные альбомы становятся менее привлекательными, ведь слушатель может закачать понравившиеся ему композиции в iPod и слушать их в удобном для себя порядке. «Продажа синглов в прошлом году выросла на 62%» — сообщил Коннов. Речь, разумеется, шла о цифре. В перспективах физических носителей Коннов оказался единодушен с предыдущим оратором и сообщил, что с 2006 года для компании Universal продажа цифровых носителей оказалась приоритетной. Об альбоме Take That больше не вспоминали.
Самым красочным, безусловно, стало выступление Артемия Троицкого, который порадовал публику отличным mash-up’ом. Несмотря на то, что Троицкий меньше других был связан с клубной культурой, его выступление было похоже на мастерский DJ-set. Начав с кризиса финансового, Троицкий не смог отказать себе в выплеске негодования по поводу того, как много сверхбогатых людей на планете занимаются жалкими спекуляциями, упомянул он и об обросших жирком топ-менеджерах — в общем, свежие ремиксы на старые хиты всегда отлично воспринимаются на танцполе. Потом уважаемый музыкальный критик, не стесняясь в выражениях, направил свой праведный гнев на мейджеров, живущих на Багамах и нагло рассекающих на своих Джетах райские воздушные просторы. Он был похож на мессию, дождавшегося Апокалипсиса и бичующего грешников, низвергая их в тот или иной круг Ада. Несмотря на усталость, на лице его читалось неподдельное счастье, какое обычно испытывает истязающий себя аскет, видя как корчится в страданиях какой-нибудь чревоугодник. Он вспомнил про кризис альбомов и не упустил возможности подтрунить над компаниями, которые создавали герлс- и бойсбэнды. А как же! Они гнусно разбавляли один вымученный хит морем непотребщины, за что и получили кризис жанра. Под конец от такого обилия блокбастеров публика немного переутомилась. Но Троицкий пошел еще дальше. Третий «X» — кризис творческий. «Вы думаете, у вас все хорошо? — вызывающе поинтересовался критик. — Со времен трех китов электронной музыки — техно, хауса и транса, так и не придумали ничего нового» — сокрушался он. Потом речь зашла о публике на рейвах, которая, по наблюдением Троицкого, молодеет так быстро, что сегодня костяк аудитории фестивалей составляют дети. В общем, это был такой экспрессивный всплеск, после которого публике ничего не оставалось, как покинуть конференц-зал и вместе с Троицким бежать в ночные клубы, чтобы своими ушами убеждаться в гибели столь близкой их сердцу культуры. Ночная программа включала 15 вечеринок, организованных на лучших площадках города. За вертушками — наиболее известные российские ди-джеи и парочка западных звезд второго эшелона. Перемещавшаяся из клуба в клуб публика напоминала винолюба, разменявшего бутылочку любимого каберне на затяжной дегустационный сет. Довольно курьезный эпизод произошел в клубе «Платформа», когда во время сета основателя Hed Kandi Марка Дойла закончилось электричество, что, в общем, ничуть не удивило британского ди-джея и даже добавило флюидов радости в и без того отличную атмосферу. Темно было и в клубе Ca$h, где должна была проходить вечеринка украинского лейбла Send Records. Оказавшись близ него, мы почему-то вспомнили о «Плане Саркози».

Радио - рекордсмены
Разумеется, после такого променада конференция никак не могла начаться в установленные регламентом 14 часов. Главные ораторы второго дня, как будто бы, отвечали на провокационные фразы Троицкого и пытались перещеголять его в умении выдумывать афоризмы и слегка эпатировать публику. Генеральный продюсер питерского радио «Рекорд» Андрей Резников, например, удивил собравшихся тем, что, по его словам, даже если доходы от рекламы вообще исчезнут (пока они только сократилась на 40%), его радиостанция вполне сможет прожить и без них. Спасение в Sms-сервисах, которые уже сегодня позволяют «Рекорду» компенсировать все операционные расходы. В пику предыдущим ораторам господин Резников похвастался и тридцатью дисками, выпущенными его компанией за последний месяц, и проданные тиражом от 3 до 10 тысяч экземпляров. На таком подъеме генеральный продюсер заявил о намерениях продолжать экспансию в регионы и даже открыть представительство в Москве. И тут по залу начали раздаваться возгласы «Не надо!». Так незамысловато московская часть публики во главе с протестовала против окончательного превращения электронной музыки в мейнстрим.
— Мы ведь к вам не лезем, — требовал справедливости dj Град
— Не лезем и не получаем — это две разные вещи, — парировал Резников.

Vkontakte с водкой
Финальная часть конференции предусматривала дискуссию между приглашенными экспертами, в числе которых в этом году были ведущий Comedy-club Таш Саркисян, главный редактор СТС Media Алексей Каролидис, теперь уже независимый клубный публицист Алексей Казаков (ранее глав. Ред. Журнала «Большой город»). Поскольку в этом году проносить спиртное (в том числе бутылочки спонсорского Miller) в зал категорически воспрещалось, а источников для оптимизма было немного, обсуждение шло довольно сдержанно. Говорили о кризисе и о дешевых удовольствиях, которым обыватели, по всей видимости, предпочтут клубный отдых. Таш Саркисян сетовал на то, что вся его публика (то есть посетители клуба ТХ) перешла с гламурного виски на родную водку. Вообще некоторые его реплики навеяли меня на мысль, что когда некоторых вещей мало, они не столь уж и плохи. Вспомнили о социальной сети vkontakte, которая успешно заменяет уже не столь дорогую рекламу. «Без рекламы могут делать деньги только в печатном дворе» — бросил один из участников, после чего дискуссия перешла в русло маркетинга. Вернулись к радио.
— Молодые люди, реклама на радио уже давно не работает, — вскрикнул из зала Александр Толмацкий. До этой реплики прославленный шоу-деятель незаметно сидел в последнем ряду, и никто никак не ожидал его здесь увидеть. Удивление публики было велико и после того, как известного эстрадного персонажа попросили пройти на сцену он подарил публике еще несколько афоризмов:
«Кризис — это когда мозги засыхают»
«Андеграунд — это когда ты никому не нужен»
«Людям надоели имена ди-джеев. Им нужно шоу»
После этого блицкрига все немного взбодрились. Разговор даже зашел о том, чтобы сделать вход в премиальный московские клубы платным (сейчас вместо кассы работает фейс-контроль), но поняли, что идея обречена на провал. Вывели еще один тренд — Dj кафе и DJ бары, формат которых более перспективен в условиях кризиса, так как позволяет работать всю неделю, а не только по выходным. Так трясина кризиса, казалась, вновь потихоньку стала засасывать собравшихся. И если итогом прошлой конференции был лозунг: «В клубный бизнес идут большие деньги», то в финале SWMC 2009 говорилось о том, как они из него уходят.

Екатерина Шевченко(Discotime.ru) и Александр Родионов(DJ MAG Краснодар) для bnk.ru

Авторизируйтесь, чтобы оставлять коментарии

События в мире

vocalVocal
В сентябре 2012 года выходит в свет книга "Супердиджеи: триумф, крайность и пустота"Далее
vocalVocal
Bestmedia подвел итоги конкурса на звание лучшего вокалиста...Далее
NRKNRK
Известный британский хаус-лейбл после пятнадцатилетнего существования закрывается...Далее
iPadiPad
Apple представила iPad третьего поколения...Далее

Ближайшие вечеринки

Календарь событий

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930